Электронный учебник в ИОС школы
0 / 12
Содержание

Модуль 1. Условия организации учебного процесса с использованием электронных форм учебников

Модуль 1. Условия организации учебного процесса с использованием электронных форм учебников

№ п/п

Название модулей (разделов) и тем

Всего часов

Виды учебных занятий, учебных работ

Формы контроля

Лекции

Интерактивные занятия

I

Базовый раздел

 

 

 

 

1.

Модуль 1. «Условия организации учебного процесса с использованием электронных форм учебников»

36

18

18

зачет

1.1.

Нормативно-правовое обеспечение использования электронных форм учебников в  деятельности образовательных организаций в условиях реализации ФГОС.*

12

6

6

зачет

1.2.

Здоровьесберегающие технологии в условиях использования электронных форм учебников. *

6

4

2

опрос

1.3

Информационно-технологические ресурсы  развития информационной образовательной среды образовательной организации в условиях использования электронных форм учебников

10

4

6

опрос

1.4

Организационные условия формирования новых компетентностей педагогов образовательных организаций по использованию электронных форм учебников в информационной образовательной среде образовательной организации

8

4

4

Опрос по анализу готовности информационной  образовательной среды школы к использованию электронных форм учебников

Тема 1.1. Нормативно-правовое обеспечение использования электронных форм учебников в деятельности образовательных организаций в условиях реализации ФГОС (12 часов)

Тема 1.1. Нормативно-правовое обеспечение использования электронных форм учебников в  деятельности образовательных организаций в условиях реализации ФГОС (12 часов)

Лекция 1.1.1 (2 часа)


Ознакомьтесь с текстом лекции 1.1. ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ. Перейти по ссылке

Основные вопросы:

  • Нормативное понятие электронного издания.
  • Регулирование имущественных и авторских прав на электронное издание в Российской Федерации.
  • Электронные формы учебников как электронные издания.
  • Отражение использования электронной формы учебника как электронного образовательного ресурса в информационной образовательной среде образовательной организации.
  • Правомочность электронной формы учебника в образовательном процессе.
Сетевой практикум


Ознакомьтесь с материалами к лекции 1.1. темы 1.1:

http://metodist.lbz.ru/images/icons/ppt.gif Открытое электронное пособие. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ И РЕСУРСЫ. Источник:http://www.ido.rudn.ru/open/ikt/2.htm
http://metodist.lbz.ru/images/icons/ppt.gif Открытое электронное пособие. Электронные издания Источник: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook119/01/part-002.htm#i41
http://metodist.lbz.ru/images/icons/ppt.gif Открытое электронное пособие. Разработка и использование электронных средств обучения Источник:http://www.disedu.ru/p/blog-page_9433.html
ГОСТ 7.83-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. Источник: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=130979
Федеральный Закон об авторском праве и смежных правах. Источник: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi http://base.consultant.ru/cons/

Видеоматериалы по теме

http://metodist.lbz.ru/images/icons/ppt.gif Презентация «Электронные издания»

Лекция 1.1.2. (2 часа)

Обеспечение образовательной организации электронными формами учебников, наполнение школьной библиотеки. Регламент и формы предоставления электронной формы учебников учащемуся.

Вводная часть:

http://metodist.lbz.ru/images/icons/ppt.gif Требования к электронной форме учебников обсудили в Минобрнауки России Источник: http://pedsovet.su/publ/13-1-0-5194
http://metodist.lbz.ru/images/icons/ppt.gif Электронные учебники Источник: http://pedsovet.org/content/view/21945/530/
http://metodist.lbz.ru/images/icons/ppt.gif Правовые рекомендации для создателей и владельцев электронных библиотек Источник: http://www.internet-law.ru/intlaw/laws/lib-rekomend.htm
http://metodist.lbz.ru/images/icons/ppt.gif Актуальные задачи эффективного использования электронных учебников в общеобразовательных учреждениях России Источник: http://iuorao.ru/images/jurnal/12_3/Alexahin.pdf

"Российская электронная школа"

Сетевой практикум

Ознакомьтесь с материалами к лекции 1.2. темы 1.1:

 Системы дистрибуции

http://orfogr.ru/
http://orfogr.ru/institutions
http://e-azbuka.ru/

Интернет-магазины:
см. партнеров продаж из опыта издательств, а также:

http://umlit.ru/
http://book.lanit.ru/
http://textbook.ru/

Опыт издательств

Просвещение:

http://old.prosv.ru/ebook/
http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=44665

БИНОМ
ЭФУ БИНОМ http://www.metodist.lbz.ru/iumk/efu/
Учебник цифрового века http://www.metodist.lbz.ru/iumk/efu/demo-efu.php

вебинары:

http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=44678

Дрофа, ВентанаГраф:

http://files.drofa.ru/site/present/2015-08-19_Scheglova.pdf

https://www.vgf.ru/pedagogu/EFY/Tests.aspx

http://www.drofa.ru/buy/rukarta/

вебинары

https://www.vgf.ru/pedagogu/Webinars.aspx

Контрольная самостоятельная работа

Пройдите онлайн тест-опрос по теме 1.1.

Начать тест-опрос 1.1.

Тест-опрос 1.1. Нормативно-правовое обеспечение использования электронных форм учебников

Пройдите тест-опрос 1.1. Нормативно-правовое обеспечение использования электронных форм учебников

Начать опрос

Лекция 1.1. Чикунов И.М. ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ

URL: http://it-claim.ru/Library/Books/ITS/wwwbook/ist4b/its4/chikunov.htm

И.М. Чикунов
ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ

Попытки определить «Электронное издание» предпринимаются уже достаточно давно – первое официальное определение было дано в международном стандарте ISO 9707 в 1991 году: «документ, публикуемый в машиночитаемой форме и доступный для потребителей (в том числе издаваемые файлы данных и прикладное программное обеспечение)» В приведенном определении ключевым является слово "машиночитаемый". В этом принципиальное отличие электронного издания от традиционного, печатного: для того, чтобы прочитать перенесенный на оптический компакт-диск текст литературного произведения необходимо специальное устройство [Агеев, 1997, с.98]. Однако данное определение недостаточно точно и не в полной мере отвечает потребностям дня. Денотат знака “электронное издание” несет в себе гораздо большее количество определяемых объектов, чем охватывает приведенная дефиниция.

С точки зрения библиографии, электронное издание можно отнести к категории жанр – научной категории, отражающей культурно-исторические, целенаправленные способы семиотического воспроизведения содержания (социальной информации) [Гречихин, 2000, c.139]. Вводимая на основе данной категории система классификации имеет базовым критерием способ информационного общения или коммуникации. Для книг выделяют следующие жанровые категории: произведение, документ и издание. Последнее может быть также и электронным, что является продолжением исторического хода эволюции логических и практических уровней информационного общения и способов формирования общественного сознания. Электронное издание, несмотря на свою новизну и некоторую “экзотичность” безусловно, является одной из разновидностей книги, одной из главнейших функций которой – это обмен социальной информацией или общение. Таким образом, все, что было сказано выше о средствах массовой информации и способах общения, можно отнести и к электронному изданию, которое в данном случае выступает в качестве некоторой транспортной среды.

В современном мире этот термин чаще всего означает электронную форму печатного издания: в частности, к этому понятию в таком случае следует относить и результаты электронного набора, например, оригинал-макет печатного издания, т.е. информационный продукт, не предназначенный к распространению [Антопольский, 2002]. С другой стороны, если на первое место выдвинуть распространение информации в электронной форме, то к определяемому термину можно отнести любую информацию, распространяемую в рассматриваемой форме. Такой подход объясняет и оправдывает употребление выражения «публикация в Интернете», при этом электронное издание может не иметь осязаемой, вещественной формы. И, наконец, последнее определение, которое дается данному термину, звучит как издание в электронной форме с неизменностью копий по отношению к оригиналу, которое в частности включает тиражируемое на компакт-дисках информационно-программное обеспечение. Все эти определения носят бытовой уровень и используются при общении между людьми.

Для задания строгого определения следует проанализировать структуру словосочетания «электронное издание» и обратиться к действующей стандартизирующей документации. Согласно ГОСТ 7.60-90 «издание» определяется как документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения [Джиго, 1998, с.47]. Такое определение формировалось в течение длительного времени и неотрывно связано с практикой подготовки и выпуском печатной продукции. В общемировой практике (ISO 5127\2-83), термин носит более общий характер: информационная продукция, предназначенная для неограниченного круга пользователей, у которого все копии (экземпляры) соответствуют оригиналу. Данные определения, безусловно, должны быть основными при формулировке требуемого определения, однако существенную роль должна сыграть и электронный вид содержащейся в издании информации.

Основываясь на всем вышесказанном федеральный информационный центр по электронным изданиям НТЦ "Информрегистр" предложил следующую концепцию электронных изданий и их структуры [Антопольский, 2002]. Электронное издание – самостоятельный законченный продукт, содержащий информацию, представленную в электронной форме, и предназначенный для длительного хранения и многократного использования неопределенным кругом пользователей, все копии (экземпляры) которого соответствуют оригиналу. Под самостоятельностью здесь понимается возможность использования продукта независимо от его изготовителя. Законченность продукта означает неизменность содержащейся в нем информации в течение определенного времени и на всех копиях (экземплярах) продукта, наличие необходимой идентификации, а также ответственности и прав авторов, составителей, издателей и др. лиц. Здесь следует отметить, что в рамках данного определения распространяемые информационные системы с непрерывно и постоянно пополняемой базой данных (например, информационные системы по действующему законодательству) целиком не могут быть названы электронными изданиями. Однако, некоторая их часть, постоянно присутствующая у конечного пользователя и неизменная у всех попадает под выдвинутое определение. Электронная форма представления информации определяется как способ фиксации информации, при котором она допускает хранение, обработку, распространение и предъявление пользователю с помощью средств вычислительной техники, а соответствие копий оригиналу предполагает, что информационный продукт, который каждый раз формируется под конкретного пользователя, не может называться электронным изданием.
Сведем все предложенные определения воедино, выделив в каждом из них наиболее важные на сегодняшний день моменты, а именно: машиночитаемая форма; равноправность потребителей; цель на распространение; самостоятельность; информативность.
Выделенные моменты являются важными отличительными признаками любого электронного издания. Действительно, как уже отмечалось выше, такое издание по определению «электронное» должно иметь форму кодирования, доступную для непосредственной работы с ЭВМ. Т.к. электронное издание выступает средством (средой) коммуникационного акта, оно должно распространяться между его участниками. По этой же причине оно должно содержать некоторую законченную информацию.

В приведенных выше определениях отсутствует свойство равноправности потребителей, которое, безусловно, следует добавить в определение. Это сразу исключит из дальнейшего рассмотрения различные «военные» информационные системы с дозированной выдачей информации – информация электронного издания должна быть открыта для определенного круга потребителей. Введенный признак является более общим и содержит выделенный в предыдущих определениях принцип неизменности копий. Тогда, сформулируем новое интегральное определение электронного издания, строящееся на основе выделенных признаков. Электронное издание – это самостоятельная обособленная информация, закодированная для работы с ЭВМ, предназначенная для распространения между равноправными по отношению к изданию потребителями.

Предложенное определение дает некоторую общую характеристику электронным изданиям, однако, реальное положение дел гораздо более сложно: электронные издания становятся передним фронтом науки в слишком многих областях – от социологии и библиографии до электроники. Каждая область науки подразумевает под этим термином что-то свое, отражая рассматриваемый объект с какой-то стороны. Разобраться с областями применения таких изданий и реализуемых с помощью них функций поможет их классификация.

Классифицировать объекты такой многогранной системы как электронные издания чрезвычайно сложно: множество сторон проблемы порождает множество критериев классификации. Уже упоминавшийся выше, Федеральный информационный центр по электронным изданиям предлагает классификацию на основе назначения изданий (базы данных, ГИС, электронные игры и т.д.) [Антопольский, 2002], что явно недостаточно. ГОСТ 7.60-90 предоставляет терминологию видов изданий как разновидностей документа, при этом используются следующие признаки: целевое назначение, степень аналитико - синтетической переработки информации, знаковая природа информация, материальная конструкция, объем издания, состав основного текста, периодичность, структура издания, характер издания [Джиго, 1998, с.60]. Такая классификация уже может быть использована, правда с некоторыми дополнениями. Ниже будут представлены никоторые из них, и приведена возможная типология электронных изданий.

Важнейшая функция электронного издания, как и издания обычного – это поддержка общения. В этом случае оно выступает в роли паралингвистического графического средства общения. По аналогии с классификацией понятия общения в социологии можно выделить два основополагающего типа электронных издание: средства общения и средства массовой коммуникации. Первые предназначены для поддержки коммуникационных процессов внутри малых и средних социальных групп. Вторые – для организации обмена социальной информации внутри всего общества. Электронные издания и первого и второго типа достаточно широко распространены и могут подразделяться на статические и интерактивные. Интерактивные электронные издания способствуют общению непосредственно между людьми, предоставляя при каждом новом использовании в зависимости от запроса новую информацию (on-line). Статические же издания фиксируют некий набор данных и при каждом использовании предоставляют только их (off-line). Все «классические» электронные издания относятся ко второй группе. Типичным примером интерактивного электронного издания могут считаться телеконференции: предоставляя на экране монитора определенный пользовательский интерфейс, с каждым разом пользователю предоставляется новая информация по новой теме. Кроме того, электронные издания могут быть личными и неформальные публикациями, общественными документами, коммерческими титулами [Кэннигхэм, 1995].
Вторым критерием классификации может служить материальная форма электронного издания. Как уже говорилось выше, материальное воплощение не является непременным атрибутом электронного издания, т.к. последнее – прежде всего информационная сущность. Материальная сущность может быть выражена в виде некоторого носителя данных, однако если такой носитель используется для хранения и других данных или программ, то говорить о наличии материальной формы не приходится. Однако может существовать и третья форма – обновляемые электронные издания. В этом случае основная часть существует в информационной фазе, но по некоторым причинам другая часть информации должна обновляться или меняться, или просто храниться отдельно. До повсеместного распространения Интернета типичным примером обновляемого электронного издания служили информационные системы по законодательству.

Область применения электронного издания также можно использовать в качестве критерия классификации. Это могут быть информационно-поисковые системы, презентационные, программные или имитационные издания. Наиболее распространены первые, использующиеся для поиска требуемой информации среди относительно большого массива данных. Презентационные электронные издания не содержат в себе механизма поиска данных – они предоставляют информацию в строго определенно порядке, заданном при их создании. Отдельно следует выделить имитационные издания, предоставляющие пользователю миры виртуальной реальности. Подобные продукты все чаще появляются в нашей жизни, позволяя смоделировать воплощения человеческой мысли в интерьере, архитектуре и т.п. Распространяемое сегодня программное обеспечение также попадает под определение электронного издания, что приводит к программному типу изданий. Все описанные типы изданий применяются в различных областях человеческой деятельности и предназначены для решения различных задач. Кроме подобной типологии электронные издания можно классифицировать по социальным группам, в котором они применяются. При этом издания могут быть художественные (для развлечения и досуга), научные (для поддержки научного процесса), технические (для использования в инженерной деятельности), документальные (для поддержки документооборота) и т.д. При этом у технических и научных публикаций имеется целый ряд обязательных особенностей [Кэннигхэм, 1996]: качество представления информации не ниже, чем у полиграфических изданий; высокая скорость создания и низкая стоимость; читабельность на всех типах современных компьютеров; содержание информации не ниже, чем у печатных аналогов; возможность содержать любую информацию; совместимость с любыми средствами доставки.
С этим критерием тесно связан книговедческий критерий классификации. Аналогично классификации книг можно выделить и типы электронных изданий: словари, справочники, учебники, журналы и т.д. Нельзя забывать и о корнях электронных изданий – полиграфии. Само понятие издания произошло именно там. До сих пор при упоминании понятия "издание" люди, прежде всего, имеют ввиду книжно-журнальную продукцию. В связи с этим, можно определить некий полиграфический критерий классификации. При его использовании можно выделить следующие типы электронных изданий. Оригинал-макет издания – оригинал, предназначенный для непосредственно репродуцирования [Капелев, 1997, с.75]. В современной практике он обычно выполняется в электронной форме и выводится на бумагу или пленки с помощью принтеров. К этому же типу можно отнести редакционные электронные версии изданий, которые используются и в редакторском процессе, и для аналитической работы, и для опережающего доступа к изданию читателями, ввести еще одну ступень проверки данных на наличие ошибок [Цицин, 2002]. Электронные копии полиграфических изданий также занимают в современном мире значительное место. Они, в отличие от оригинал - макетов, строятся уже после выпуска полиграфической продукции на ее основе и могут содержать значительно больший объем данных с развитыми средствами доступа и поиска информации. И, наконец, собственно электронные издания, которые никакого отношения к полиграфии не имеют. Такие издания разрабатываются «с нуля» и в связи с этим представляют наибольший интерес для изучения. Ясно, что все программные электронные издания принадлежат к этому типу.

Одной из особенностей электронных изданий является возможность предоставления поливидовой информации. В связи с этим возможно введение критерия информационной насыщенности. Здесь можно выделить текстовые и мультимедийные (поливидовые) электронные издания. Основу первых составляют написанный на естественном языке литературный (научный или художественный) текст, поскольку естественный язык продолжает оставаться наиболее удобным и универсальным средством социального общения, а его письменная форма - универсальным средством сохранения и передачи знаний, поэтому, несмотря на то, что издания первого типа включают единственно символьную информацию, они распространены не менее широко, чем вторые. Причиной этому отсутствие необходимости включения других видов информации во многих областях – например во многих справочниках. Мультимедийные издания легко классифицировать по содержащимся в них видам информации: текстовой, графической, аудио, видео, анимационной, виртуальной. Вклад каждого компонента можно оценить количественно, пользуясь обычными единицами измерения [Агеев, 1997, с.105].

Внутренняя структура издания не менее важна с точки зрения классификации, чем способы и области его применения. Общая структура издания уже была рассмотрена выше, где и было сказано о том, что составными частями любого электронного издания являются некоторые информационные объекты, имеющие связи друг с другом. Если такие связи имеют линейную структуру можно говорить об однородных изданиях. Такой вид изданий практически целиком совпадает с презентационными изданиями. При наличии сложной организации межобъектных связей (древовидная или даже сетевая структура), следует говорить о гипертекстовой (или в случае мультимедийного издания – гипермедийном) электронном издании. Вид графа связей при этом также может служить для классификации издания, однако наибольший интерес имеет набор связей. Преимущества гипертекста очевидны – это интерактивность работы и многомерность представления [Макагонов, 2002]. Если такой набор постоянен во времени можно говорить о гипертекстовом статическом издании, если же при использовании продукта набор связей может быть изменен в процессе работы [Агеев, 1997, 105], такое гипертекстовое издание можно назвать динамическим.

Существует прямая связь между внутренней структурой издания и используемыми средствами его создания и использования. Последний фактор позволяет говорить о технологическом критерии классификации, делящий электронные издания на стандартные и специальные. На сегодняшний день можно говорить о двух основных стандартах электронных изданий: PDF и HTML. Первый, как и его производные, представляет собой усеченный вариант языка представления данных Post Script, способный организовывать внутренние связи. Второй – это язык представления гипертекста, разработанный для использования в сети Интернет. Кроме того, стандартом может считаться система справочных файлов WinHelp(32) и формат Rich Text Format (RTF). Последний формат не может организовывать связи, поэтому его можно отнести к презентационным (однородным) электронным изданиям. Все остальные системы, построенные с использование технологий авторских системы и т.д., можно отнести к специальным электронным изданиям. Организация данных в них может представлять собой базу данных, файловую системы или использовать специальное программное обеспечение.

Последним рассматриваемым критерием является степень законченности электронного издания. Простой набор файлов следует называть исходными данными, которые, однако, также подпадают под понятие электронных изданий. Следующим этапом может быть структурирование этих данных, т.е. их упорядочивание. И, наконец, законченное электронное издание, имеющие соответствующую структуру и средства доступа к информации. Подобная классификация позволяет отнести издание к той или иной группе еще на этапе проектирования, что позволит выбрать наиболее приемлемую для построения издания технологию.

Литература


Агеев, 1997

Агеев В. Н. Электронная книга: новое средство социальной коммуникации. М.: Мир книги, 1997.

Антопольский, 2002

Антопольский А.Б., Вигурский К.В. Электронные издания: проблемы и решения. http://www.kursnet.ru/~kenti/38/7.html.

Гречихин, 2000

Гречихин А.А. Общая библиография. М.: изд-во МГУП, 2000.

Джиго, 1998

Джиго А.А., Калинин С.Ю. Стандарты по издательскому делу. М.: Юрист, 1998.

Капелев, 1997

Капелев В. В. Основы технологии наборных процессов. М.: Мир книги, 1997.

Кэннигхэм, 1996

Кэннигхэм С. Электронные издания в науке и технике. http://www.osp.ru/os/1996/05/34.html

Кэннигхэм, 1995

Кэннигхэм С. Электронные издания сегодня и завтра. http://www.osp.ru/os/1995/05/69.html

Макагонов, 2002

Макагонов П.П. Технология производства гипертекстовых электронных книг. http://www.analyst.ru/ebook.htm

Цицин, 2002

Цицин А., Меркулов В. Опыт создания электронных версии периодических изданий. . http://www.neic.nsk.su/rus/tech/cit/ofic96/142.htm


Тема 1.2. Здоровьесберегающие технологии в условиях использования электронных форм учебников. (6 часов)

Тема 1.2. Здоровьесберегающие технологии в условиях использования электронных форм учебников (6 часов)

Лекция 1.2.1. (2 часа)


СанПиНы по работе с компьютерными устройствами

Влияние норм времени работы с компьютерными устройствами на организацию занятий с использованием электронных форм учебников.

http://metodist.lbz.ru/images/icons/ppt.gif Изменения в СанПин для школ 2015 Источник: http://www.edustandart.ru/izmeneniya-v-sanpin-dlya-shkol-2015/

http://metodist.lbz.ru/images/icons/ppt.gif Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10.Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011
N 19993) Источник: http://www.consultant.ru/

http://metodist.lbz.ru/images/icons/ppt.gif Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. № 19993
Источник Учительская газета: http://www.ug.ru/archive/39730

Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 24 ноября 2015 года) Источник: http://docs.cntd.ru/document/902256369

http://metodist.lbz.ru/images/icons/ppt.gif Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работыИсточник: http://base.garant.ru/4179328/#ixzz3zBr7hvyj


Лекция 1.2.2. (4 часа)

Требования к рабочим местам, помещению (освещенность рабочих мест, защита от прямого света, обеспечение электропитания в образовательной организации в условиях использования большого количества компьютерных устройств, требования к использованию беспроводных средств связи).

Правила техники безопасности и электробезопасности при работе с компьютерными устройствами.

Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

http://metodist.lbz.ru/images/icons/ppt.gif Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118 (ред. от 03.09.2010) "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03" (вместе с "СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.06.2003 N 4673) Источник: Консультант Плюс http://base.consultant.ru/cons

http://metodist.lbz.ru/images/icons/ppt.gif Ограничение по времени работы за компьютером


Видеоматериалы по теме

http://metodist.lbz.ru/images/icons/ppt.gif Презентация "ИОС школы" Тема 1.2

Цветкова М. С.

Перспективы развития информационной образовательной среды школы и место электронного УМК в ней.

Смотреть

[30-05-2012]

Елизаров А. А.

Тенденции развития и внедрения электронных учебников. ЭУМК «Школа БИНОМ».

Смотреть

[18-10-2012]

Практическое занятие (2 часа)

Виды компьютерных устройств и правила организации рабочего места учащегося и педагога при использовании электронных форм учебников на различных носителях.

Правила хранения, подзарядки компьютерных устройств.

С помощью поисковой системы в интернете найдите примеры различных видов компьютерных устройств и правила организации рабочего места учащегося и педагога при использовании электронных форм учебников на различных носителях.

http://metodist.lbz.ru/images/icons/ppt.gif Ознакомьтесь с Правилами хранения, подзарядки компьютерных устройств в образовательных учреждениях территории (или своем образовательном учреждении)


Материалы к практическому занятию


Сетевой Лекторий http://metodist.lbz.ru/nio/

Контрольная самостоятельная работа

Онлайн Опрос «ИКТ- паспорт школы»

ИКТ-паспорт школы может использоваться для мониторинга развития ИОС школы и оценить реальную активность использования имеющихся в школе кластеров ИОС и потребности в перспективных.

Эта форма заполняется для каждого из пунктов по всем видам инфраструктура информационной среды школы (цифровые зоны школы специализированные по кабинетам, лабораториям школы, зоны общего доступа к ИКТ ресурсам в библиотеке и медиатеке, компьютерном клубе, WiFi или Интернет-кафе школы, цифровом музее, творческих лабораториях, радио и теле центре школы, ИКТ центре здоровья и психологической поддержки учащихся, цифровая зона рабочего места в учительской для педагога, методиста, администратора, информационная цифровая зона школы для родителей, интернет-сайт школы, доступ к коллекциям электронных курсов и электронных образовательных ресурсов, электронных книг и библиотек и музеев, электронных учебников, коллекция творческих портфолио педагогов, открытых на сайте школы ).

Пройти онлайн опрос 1.2.

Тема 1.3. Информационно-технологические ресурсы развития информационной образовательной среды образовательной организации в условиях использования электронных форм учебников. (10 часов)

Тема 1.3. Информационно-технологические ресурсы развития информационной образовательной среды образовательной организации в условиях использования электронных форм учебников  (10 часов)

Лекция 1.3.1. (4 часа)


Модели  оборудования класса для использования электронной формы учебника и управления работой учащихся.
Модель «Один многим» с установленным электронной формой учебника на компьютере учителя и интерактивной доской.
Модель «Один к одному» с использованием стационарных компьютеров учащихся  в локальной сети школы и интерактивной доской.
Модель «Один к одному» с использованием ноутбуков или планшетов.
Модель «Многие одному» с использованием информационного пространства учащимися вне школы для образовательных коммуникаций с учителем при использовании электронных форм учебников.

Системные инструменты   мониторинга развития ИОС школы в условиях использования ЭФУ/ЭОР

http://metodist.lbz.ru/images/icons/ppt.gif Методика проведения мониторинга развития ИОС школы в
условиях использования электронных форм учебников в
образовательном процессе

Видеоматериалы по теме

http://metodist.lbz.ru/images/icons/ppt.gif Перспективы развития ИОС школы




Практическое занятие (семинар, 6 часов)

Конструирование технической составляющей информационной среды для обеспечения работы педагога и учащегося с устройствами для интеграции разных ресурсов информационной образовательной среды школы с электронной формой учебника: электронный дневник, электронный журнал, образовательные ресурсы в Интернете (порталы, коллекции ЭОРов, сетевые олимпиады и конкурсы, видеолекции, учебное телевидение, др.)

Материалы к практическому занятию


http://metodist.lbz.ru/images/icons/ppt.gif Концепция единой информационной образовательной среды (ЕИОС)

"Российская электронная школа"

Цветкова М.С.

Роль и функции преподавателя при применении интернет-видеотехнологий в образовательном процессе.

Смотреть

[17-10-2012]

Цветкова М.С.

Изучение возможностей, оценка педагогичекой эффективности и выбор технологий для проведения учебных занятий в режиме онлайн.

Смотреть

[18-10-2012]


Контрольная самостоятельная работа

Пройдите онлайн тест-опрос по теме 1.3.

Пройти тест-опрос 1.3.

Тема 1.4. Организационные условия формирования новых компетентностей педагогов образовательных организаций по использованию электронных форм учебников в информационной образовательной среде образовательной организации. (8 часов)

Тема 1.4. Организационные условия формирования новых компетентностей педагогов образовательных организаций по использованию электронных форм учебников в информационной образовательной среде образовательной организации (8 часов)

Лекция 1.4.1. (видеолекция, 4 часа)


Ключевые компетентности педагога по работе с электронными формами учебников. Международный опыт. Механизмы оценки развития компетентностей  педагогов образовательной организации по использованию электронных форм учебников в соответствии с выбранными моделями  технической оснащенности классов и учащихся ресурсами информационной среды, нормативного сопровождения лицензий на электронные формы учебников. Направления  систематического непрерывного развития компетенций педагогических работников и их оперативной методической поддержки по использованию  и освоению новых электронных форм учебников, а также  открытого сетевого взаимодействия с методической службой и сетевыми консультационными линиями разработчиков  учебников и  электронных ресурсов.

Самостоятельная работа с электронным учебником

Изучите главу 7 из электронного учебника 

http://rusere.ru/courses/ikt/ikt-edu-bd.pdf

http://ebook.iite.unesco.org/




Практическое занятие (вебинар, 6 часов)

Новые компетенции педагогов: организация использования электронной формы учебников учащимися вне школы, условия работы в библиотеке школы для использования электронных форм учебников во внеурочной деятельности учащихся; организация эффективной обратной связи педагогов с учащимися по работе с электронной формой учебника с использованием ресурсов информационной образовательной среды, в том числе видео технологий,  сайта школы.

Материалы к практическому занятию


Материалы в открытом доступе – опыт издательств http://pnh.eokom.ru/index.html

Ознакомьтесь со структурой онлайн курса на примере  модуля 7 на сайте курса Новые ИКТ-компетентности педагога

Контрольная самостоятельная работа

ИКТ-компетентность современного учителя

Роль информатики и ИКТ как предмета - это миссия, направленная на решение параллельно двух важнейших задач - педагогической и социальной. Педагогическая задача определена образовательным стандартом – это формирование основ информационной деятельности детей на основе ИКТ компетентности, сформированной учителем информатики в предмете. Социальная задача, решаемая на основе непрерывного курса информатики в школе – это встроить информационную деятельность детей в общеучебную деятельность и сформировать в итоге информационную активность выпускника школы совместно со всем учителями школы. Какие же новые актуальные компетенции для учителя и  условия сотрудничества ученика с ИКТ уже вошли в контекст школьного дела и стоят на его пороге? Для учителя они определяются не только пользовательской составляющей в области ИКТ грамоты, которая несомненно требует расширения и удовлетворения индивидуальных запросов педагогов в его профильной сфере развития, но и конечно его новые методические компетенции, проявившиеся в условиях информатизации школы как новые формы и методы обучения детей и использование новых видов учебных материалов и образовательных услуг на основе ИКТ в работе педагога.

Обновление компетенций современного учителя возможно обеспечить двумя ступенями обучения. Первая ступень позволит сформировать или выровнять минимальные инвариантные навыки информационной деятельности учителя.

Пройдите опросы

Опросы

Оцените уровень  минимальной ИКТ компетентности для участников педагогической бригады опорной школы НИО

Пройти онлайн опрос 1.4.1

Развитие информационной среды школы требует расширения компетенций учителя-предметника в сотрудничестве с учителем информатики в части использования на регулярной основе АРМ учителя и ИКТ средств в информационной предметной деятельности учащихся. Это требует бригадного обучения на второй ступени «АРМ учителя» всех учителей школы (более эффективно осуществлять обучение бригад учителей школы по предметным объединениям или профильным направлениям) в выбранных школой инструментальных компьютерных средах предметного назначения и электронных образовательных ресурсов по предметам.

Оцените уровень общей расширенной  ИКТ компетентности для педагогов

Пройти онлайн опрос 1.4.2

Опрос по ИКТ компетентности по использованию Электронных учебников

Опрос для педагога

Пройти онлайн опрос 1.4.3

Опрос для тех. специалиста школы

Пройти онлайн опрос 1.4.4

Модуль 2. Общие методические подходы к организации учебного процесса с использованием электронных форм учебников

Модуль 2. Общие методические подходы к организации учебного процесса с использованием электронных форм учебников

№ п/п

Название модулей (разделов) и тем

Всего часов

Виды учебных занятий, учебных работ

Формы контроля

Лекции

Интерактивные занятия

2

Модуль 2.
«Общие методические подходы к организации учебного процесса с использованием электронных форм учебников»

36

18

18

Зачет по тесту

2.1.

Общие методические подходы  и педагогические особенности  организации и использования учебных материалов в составе электронных форм учебников

10

6

4

Опрос

2.2.

Электронные формы диагностики достижений и формирования накопительного портфолио учащихся при использовании электронных форм учебников в урочной и внеурочной деятельности. *

18

8

10

Опрос

2.3.

Оценка эффективности обучения с использованием электронных форм учебников

8

4

4

Тест по оценке готовности образовательной организации по  использованию электронных форм учебников

Итого:

72

36

36

 

Итоговая аттестация

 

 

 

Зачет

* выделены темы, которые могут осваиваться слушателями заочно, в том числе с использованием сети Интернет.

Тема 2.1. Общие методические подходы и педагогические особенности организации и использования учебных материалов в составе электронных форм учебников

Тема 2.1. Общие методические подходы и педагогические особенности организации и использования учебных материалов в составе электронных форм учебников

Лекция 2.1.1 (2 часа)


Общая структура электронной формы учебника. Электронное оглавление. Электронный параграф. Типовые электронные учебные объекты параграфа: текст, гипертекст, иллюстрация, видеоролик, презентация, интерактивное задание, тренажер, тест, опрос. Примерные наборы учебных материалов к параграфу электронного учебника: примеры интерактивных форм рабочих тетрадей, электронных диагностических материалов, электронных методических пособий для учителя: коллекции демонстрационных учебных объектов электронных форм учебников в открытом доступе в сети Интернет на сайтах производителей.

Ознакомьтесь с лекцией 2.1.1 http://metodist.lbz.ru/content/video/tcvetkova.php

Тема 11: Концепция интерактивного УМК

Сетевой практикум


Ознакомьтесь с материалами к лекции 2.1.1

Модели развития е-УМК

Дополнительные материалы издательств
Демо-версии

ЭФУ БИНОМ http://www.metodist.lbz.ru/iumk/efu/
Учебник цифрового века http://www.metodist.lbz.ru/iumk/efu/demo-efu.php

Просвещение http://old.prosv.ru/ebook/
Вентана Граф https://www.vgf.ru/pedagogu/EFY.aspx
Астрель http://www.planetaznaniy.astrel.ru/books/digital/

Группы издательств:

Русское слово http://русское-слово.рф/

Дрофа http://www.drofa.ru/

БИНОМ http://www.lbz.ru/

Издательский дом «Федоров» http://www.zankov.ru/publishing/

Лекция 2.1.2. (2 часа)

Авторские материалы учителя и учащихся в контексте использования электронной формы учебника. Механизмы представления и использования авторских материалов пользователей электронных форм учебников в информационной среде образовательной организации. Новая роль сайта информационной среды школы как системного интегратора  электронных материалов педагогов и учащихся школы при использовании электронных форм учебников. Принципы организации коллекции электронных учебных материалов в школе: методическая копилка педагогического совета школы, демонстрационная виртуальная экспозиция олимпиадных/конкурсных/проектных работ учащихся, сборник задач по предметам/темам, видеолекторий школы, материалы учителя, творческие работы  учеников.

Ознакомьтесь с лекцией 2.1.2 http://metodist.lbz.ru/content/video/tcvetkova.php

Тема 6: Интерактивный УМК - системный интегратор ресурсов информационной образовательной среды

Материалы к лекции Цветкова М.С. Интерактивный УМК
Цветкова М.С. Презентация ИСШ
Цветкова М.С. Портфолио учителя

Практическое занятие ( 4 часа)

Педагогические особенности организации занятий с использованием электронной формы учебника с учетом временных регламентов СанПиН по работе с компьютерными устройствами. Принципы смены видов деятельности. Индивидуальные и фронтальные формы организации работы в классе с электронной формой учебника на уроке. Формы внеклассной познавательной, творческой, досуговой деятельности учащихся с электронными формами учебников: в библиотеке, в медиа центре школы, в компьютерном классе, в кабинетах с цифровыми лабораториями, в издательском центре школы, в цифровом музее школы.

http://metodist.lbz.ru/content/videocourse/ios-shkola-binom.php

Елизаров А. А. Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://metodist.lbz.ru/content/video/elizarov.php [07-11-2011]
Елизаров А. А.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) http://metodist.lbz.ru/content/video/elizarov.php

 


Материалы к лекции

Цветкова М.С. Начальная школа 2.0
Цветкова М.С. Современный урок

Контрольная самостоятельная работа

Заполните карту ИКТ-компетентности пользователя ЭУФ

Тема 2.2. Электронные формы диагностики достижений и формирования накопительного портфолио учащихся при использовании электронных форм учебников в урочной и внеурочной деятельности

Тема 2.2. Электронные формы диагностики достижений и формирования накопительного портфолио учащихся при использовании электронных форм учебников в урочной и внеурочной деятельности

Лекция 2.2.1 (2 часа)


Основные принципы поддержки развития и диагностики универсальных учебных действий учащихся средствами электронной формы учебника. Роль разнообразных интерактивных средств электронной формы учебника в планировании и активизации самостоятельной учебной работы учащихся и самоконтроля. Типы электронных диагностических материалов при использовании электронной формы учебника: вопросы к параграфу, задание в рабочей тетради, тест по теме, итоговый тест, электронный формат контрольной работы.

Ознакомьтесь с лекцией 2.2.1 http://metodist.lbz.ru/content/video/ml.php

27 февраля 2013 года
Тема 3: Сетевой методический совет №3 по проекту "Школа БИНОМ".
Электронная тетрадь учащихся как портфолио учебно-познавательной деятельности

http://metodist.lbz.ru/images/icons/ppt.gif Материалы лекции

Цветкова М.С. ЭУМК в ИОС школы

Дополнительные материалы http://metodist.lbz.ru/content/videocourse/ios-shkola-binom.php

Дополнительные материалы https://edu.tatar.ru/student

Практическое занятие (Мастер-класс 4 часа)


Типовые средства интеграция систем «электронный дневник» и «электронный журнал» с использованием электронной формы учебника. Практикум с использованием выбранных систем электронный дневник и электронный журнал (по выбору систем).
Электронный дневник как государственная образовательная услуга
Примеры

http://petersburgedu.ru/dnevnik
http://web2edu.ru/shared/default.aspx
https://dnevnik.ru/features#/students
http://old-dnevnik.mos.ru/promo/

Лекция 2.2.2. (2 часа)

Методы поддержки внеурочной работы учащихся (исследовательской, проблемно-поисковой, учебно-познавательной, проектной и творческой) средствами электронной формы учебника, а также ООР, МООК и открытых электронных библиотек. Возможности организации групповой работы учащихся в среде электронной формы учебника и сетевых образовательных проектах.

Ознакомьтесь с лекцией 2.1.2 http://metodist.lbz.ru/content/video/ml.php

видеолекция
23 января 2013 года
Тема 2: Сетевой методический совет №2 по проекту "Школа БИНОМ".
Модели формирования индивидуальной траектории развития познавательных интересов учащихся в области естественно-математического образования в основной школе средствами внеурочной деятельности.

http://metodist.lbz.ru/images/icons/ppt.gif Материалы лекции http://video.lbz.ru/ml4e-umk/tcvetkova/23-01-2013/tsvet-02.ppt

Практическая работа (2 часа)

Методы формирования творческого портфолио учащихся и педагога при использовании обогащенной ЭОРами, состязательными средствами обучения, электронными библиотеками электронной формы учебника.

Цветкова М.С. Проектировочная деятельность в ИОС школы

Обзор открытых ресурсов

http://digital-edu.ru/

http://digital-edu.ru/issh/153/

http://www.intuit.ru/

http://pilotlz.ru/projects/nano/

http://digital-edu.ru/fcior/140/

http://metodist.lbz.ru/content/videocourse/nauchpop.php

http://pilotlz.ru/projects/robo/

Практическая работа (вебинар, 2 часа)

Освоение электронной демонстрационной среды для подготовки учащихся к итоговой аттестации на портале ФИПИ и анализ интеграции ресурсов среды в контекст уроков с использованием электронной формы учебника.

Цветкова М.С. ЭОР в учебном процессе. Смена парадигмы

http://digital-edu.ru/fcior/140/

http://fipi.ru/

Практическая работа (2 часа)

Обзор электронных диагностических средств. Обогащение электронными диагностическими материалами или формой электронного портфолио учащихся среды электронной формы учебников.

Цветкова М.С. Портфолио ученика

Среды тестирования http://digital-edu.ru/issh/152/

Контрольная самостоятельная работа

Оцените видеоурок по выбору из коллекции БИНОМ

Заполните карту эксперта ЭФУ

Тема 2.3. Оценка эффективности обучения с использованием электронных форм учебников

Тема 2.3. Оценка эффективности обучения с использованием электронных форм учебников

Лекция 2.3. (4часа)


Модели уроков и критерии их оценки с использованием электронной формы учебника. Методические подходы к комплексной оценке эффективности урока с использованием электронной формы учебника для  различных типов уроков

http://metodist.lbz.ru/images/icons/ppt.gif Презентация Современный урок

ЭФУ БИНОМ http://www.metodist.lbz.ru/iumk/efu/
Учебник цифрового века http://www.metodist.lbz.ru/iumk/efu/demo-efu.php
"Российская электронная школа"

Ознакомьтесь с видеолекциями:  прослушайте методические видеолекции и выберите цикл по предмету на странице

http://www.metodist.lbz.ru/partners/videonetwork/ml.php

Ознакомьтесь с видеоуроками учителей (выберите один урок из списка)

http://www.metodist.lbz.ru/partners/videonetwork/vl2014.php

или

http://www.metodist.lbz.ru/partners/videonetwork/vl.php

Ознакомьтесь с конспектом выбранного урока

Проанализируйте критерии оценивания урока (представлены ниже)

Попытайтесь оценить урок в качестве эксперта.
Изучите материал обсуждений педагогов:

http://metodist.lbz.ru/images/icons/ppt.gif Математики http://gazeta.lbz.ru/2013/4/4nomer.pdf
http://metodist.lbz.ru/images/icons/ppt.gif Информатики http://gazeta.lbz.ru/2013/5/5nomer.pdf
http://metodist.lbz.ru/images/icons/ppt.gif Естественнонаучных предметов  http://gazeta.lbz.ru/2013/6/6nomer.pdf

Практическая работа (4 часа)


Методы гибридной формы организации урока с использованием электронной формы учебника. Конструкты урока и подходы к оценке их эффективности в контексте урока: по видам учебных объектов, по типам оборудования: от личного компьютера к интерактивной доске и наоборот, по формам учебных материалов: от электронной формы учебника к бумажной, от электронной формы тетради к бумажной, от компьютерной лаборатории к натурной или цифровой, от виртуальной демонстрации или эксперимента к натурному, от экранных объектов к натурным, от «тач скрина» к «флип чату» и к классной доске, от видеоматериала к выступлению и обратно.

http://metodist.lbz.ru/images/icons/ppt.gif Цветкова М.С. Технологические подходы к реализации электронных учебников в глобальном информационном образовательном пространстве http://fgoscom.ru/page/7f3dd8d5-f478-4f88-aaf5-19701bd643e7

Контрольная самостоятельная работа

Заполните карты для вашего урока с ЭФУ

http://metodist.lbz.ru/images/icons/ppt.gif Скачать карту для заполнения

http://metodist.lbz.ru/images/icons/ppt.gif Скачать форму конспекта урока с ЭФУ

Проектное задание

Опросы

Пройдите опрос по анализу эффективности обучения с использованием электронных форм учебников

Выберите категорию слушателя для опроса

Итоговая проектная работа

Самостоятельная работа


Проектное задание «Урок с использованием электронной формы учебника в информационно-образовательной среде по предмету в контексте требований ФГОС»

Шаг 1. Ознакомьтесь с описанием проекта.

    • Слушатель самостоятельно разрабатывает проект, выбрав образовательный предмет, ступень образования (начальная, основная, старшая), класс обучения и урок по предмету с использованием выбранного им учебника из Федерального перечня и применения электронной формы учебника в информационной образовательной среде школы.
    • Слушатель регистрируется на сайте курсовой подготовки, и передает подготовленный проект, который будет выложен в методической копилке курса повышения квалификации.
    • Все материалы оформляются согласно рекомендациям. Все использованные дополнительные ЭОР, в том числе авторские, должны быть снабжены соответствующими ссылками на место их размещения в Интернете, представлены в методических материалам скрин-шотами экранов. Авторская работа учителя с электронной формой учебника может демонстрироваться с помощью фотоматериалов и иметь привязку к содержанию обучения (теме, параграфу учебника) и показывать достижимость требований к результатам обучения по теме (промежуточным результатам) – личностным, метапредметным, предметным.
    • На зачете слушатель представляет содержание своего проекта и полученные выводы.
    • Все слушатели, окончившие курс обучения, регистрируются в форуме на сайте курсов в соответствующем предметном методическом объединении, и могут продолжать работу в качестве общественных методистов - консультантов для других педагогов.

Шаг 2. Ознакомьтесь с примером
2.1 Рассмотрите  демоверсию учебника геометрии http://demo.cm.ru/Viewer.aspx?BID=1355232 
2.2 Рассмотрите технологическую карту урока на примере урока геометрии для данной формы электронного учебника http://metodist.lbz.ru/partners/files/pkugeo.pdf
2.3 Ознакомьтесь с видеозаписью урока геометрии  для данной формы электронного учебника http://metodist.lbz.ru/content/video/ol-gleizer.php. Для просмотра урока надо пройти регистрацию на сайте metodist.lbz.ru

Шаг 3. Изучите критерии оценивания урока с использованием электронной формы учебника:

  • Содержательность и логичность разработки урока в системной связи учебника и Электронного УМК (материал урока изложен четко и последовательно, описаны средства, способы достижения целей, формы работы с ЭУМК (фронтальная, индивидуальная, групповая)).
  • Полнота использования ресурсов ЭУМК для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (в ходе урока используются разнообразные возможности ЭУМК и других ЭОР).
  • Методическая ИКТ-компетентность учителя (создание условий для само- и взаимообразования учащихся; создание ситуаций, позволяющих проявить самостоятельность; творческий и исследовательский характер заданий при организации работы с различными инструментами и ресурсами ЭУМК).
  • Общая ИКТ-активность учителя (уровень владения управлением работы учеников с ЭУМК).
  • Баланс традиционных и цифровых учебных умений учащихся на уроке в контексте деятельного подхода в обучении с использованием ЭУМК.
  • Информационно-учебная активность детей на уроке: деятельностный подход в организации учеников, умение организовывать сотрудничество обучающихся с ЭУМК индивидуально и в группе.

Оценка по 5-бальной системе:
0 – отсутствует
1 – есть фрагментарно
2- используется, но неполно
3- используется достаточно, но неравномерно
4- используется достаточно равномерно и полно
5 – используется комплексно как методическая система

Шаг 4. Ознакомьтесь с видеозаписями открытых уроков по  и примерами технологической карты урока для них (один урок по выбору учителя)
коллекция уроков 2013 года: http://metodist.lbz.ru/partners/videonetwork/vl.php
коллекция уроков 2014 года: http://metodist.lbz.ru/partners/videonetwork/vl2014.php

Заполните оценочный лист по выбранному уроку (из архива видеозаписей уроков) 

Шаг 5. Заполните описание проекта (по предложенной форме):

Форма описания проекта

Аннотация (не более 10 строк)

В рамках функционирующей информационной среды Вашей школы необходимо обосновать место электронной формы учебника в ней в интеграции с уже имеющимися ресурсами информационной среды. Необходимо также представить место и роль дополнительных цифровых ресурсов (предметной цифровой лаборатории, ЭОР) информационной среды Вашей школы как обогащения электронной формы учебника с учетом представляемого Вами урока по предмету

Паспорт урока

Заполните форму паспорта урока для проекта

Скачать и заполнить паспорт урока

Пояснительная записка

  • Актуальность урока на основе электронной формы учебника для эффективного использования в предметном обучении, межпредметной интеграции.
  • Место урока в курсе обучения по предмету:
  • Класс обучения, предмет, тема/цикл тем, охваченных уроком;
  • Требования к первичным ИКТ-компетентностям ученика, начинающего обучение с электронной формой учебника;
  • Требования к первичным ИКТ компетентностям педагога, начинающего обучение с электронной формой учебника;
  • Требования к условиям обучения: краткое описание учебного оборудования, ,в том числе и цифрового, методических и учебных материалов для урока, помимо электронной формы учебника
  • Результаты урока: личностные, метапредметные, предметные
  • Описание видов учебной деятельности школьников, которые сможет обеспечить педагог на уроке.
  • Описание возможной или имеющейся сетевой поддержки обучения, в том числе в форме  межшкольного взаимодействия (раздел школьного сайта, присутствие на специализированном сайте в территории, др.).

План-карта урока в привязке к параграфу электронной формы учебника (пошаговая карта урока)

Описать ход выполнения шагов урока (выполнения задания/ задачи/ исследования /проекта) с указанием формы организации работы детей, рекомендаций по разделению задания на фрагменты или распределения его между учащимися в соответствии с использованием различного оборудования в классе на основе гибридной формы урока, включающей использование как электронной формы учебника, так и бумажных пособий, традиционного оборудования, натурных объектов.

Скачать и заполнить план-карту

Заполните карты для своего урока

  1. Визитная карточка урока
  2. Карта целеполагания урока
  3. Карта планируемых результатов
  4. Карта ЭФУ урока
  5. Карта эффективности ЭФУ

Презентация к уроку

Авторская презентация педагога к уроку в формате PPT, демонстрирующая учащимся план урока с использованием электронной формы учебника по слайдам  для каждого шага урока


Материалы к проекту


Материалы к проекту в открытом доступе на сайте методической службы http://metodist.lbz.ru/

Интернет-газеты по теме

Интернет-магазин ЭУМК "Школа БИНОМ" http://gazeta.lbz.ru/2013/12/12nomer.pdf
Апробация ЭУМК по физике и химии Школа БИНОМ http://gazeta.lbz.ru/2013/6/6nomer.pdf
Апробация ЭУМК по информатике Школа БИНОМ http://gazeta.lbz.ru/2013/5/5nomer.pdf
Апробация ЭУМК по математике Школа БИНОМ http://gazeta.lbz.ru/2013/5/5nomer.pdf
Итоги конкурса «Урок 21 века» http://gazeta.lbz.ru/2014/6/6nomer.pdf

Работа с электронными учебниками

Демо-версии электронных форм учебников

ЭФУ БИНОМ http://www.metodist.lbz.ru/iumk/efu/
Учебник цифрового века http://www.metodist.lbz.ru/iumk/efu/demo-efu.php

http://cm.ru/demo/
http://efu.drofa.ru/demo/
http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=45422

Видеоматериалы по теме


Цветкова М. С.

Концепция электронного УМК

http://metodist.lbz.ru/content/video/tcvetkova.php

[26-04-2012]

Цветкова М. С.

Перспективы развития информационной образовательной среды школы и место электронного УМК в ней

http://metodist.lbz.ru/content/video/tcvetkova.php

[30-05-2012]

Елизаров А. А.

Тенденции развития и внедрения электронных учебников. ЭУМК «Школа БИНОМ»

http://metodist.lbz.ru/content/video/elizarov.php

[18-10-2012]

Цветкова М. С.

Сетевой методический совет №1 по проекту "Школа БИНОМ"

http://metodist.lbz.ru/partners/videonetwork/ml.php

Вводный семинар для участников проекта ЭУМК "Школа БИНОМ"

http://metodist.lbz.ru/content/video/ml.php

 

[18-10-2012]

Цветкова М. С.

Сетевой методический совет №2 по проекту "Школа БИНОМ"
Модели формирования индивидуальной траектории развития познавательных интересов учащихся в области естественно-математического образования в основной школе средствами внеурочной деятельности http://metodist.lbz.ru/content/video/ml.php

[23-01-2013]

Цветкова М. С.

Сетевой методический совет №3 по проекту "Школа БИНОМ".
Электронная тетрадь учащихся как портфолио учебно-познавательной деятельности

http://metodist.lbz.ru/content/video/ml.php

.
Кузнецова М.В.

Видеолекции по ЭОР, математика

http://metodist.lbz.ru/content/video/kuznetsova.php

.
 

Видеолекции по предметам с электронными учебниками

http://metodist.lbz.ru/partners/videonetwork/ml.php


 

ИОС школы

http://metodist.lbz.ru/content/videocourse/ios-shkola-binom.php

.

! После выполнения для вас будет открыт доступ к сертификату