Практическая работа по теме 5.2. «Проектирование внедрения ИКТ в дошкольное образование»
84 / 123

Практическая работа по теме 5.2. «Проектирование внедрения ИКТ в дошкольное образование»

Проанализируйте разные модели встраивания ИКТ в дошкольное образование. Дайте оценку моделям по уровням их соответствия темпам развития цифрового общества (по 5-бальной шкале: 1 – не соответствует, 2 – отдельные элементы отражают потребности цифрового общества, 3 – обновления охватывают большинство учреждений ДО, но незначительными темпами, 4 обновления достигаются в ДО, 5 – обновления стимулируют ДО к непрерывной интеграции новых ИКТ на регулярной основе).

«Макроперспектива». Эта модель ориентирована на государственную политику ИКТ для ДО, она фиксируется в различных видах образовательных стандартов. Разумеется, зачастую государственная политика развивается только после того, как некоторые отдельные и исключительно инновационные центры ДО демонстрируют определенный опыт и таким образом привлекают внимание к новым возможностям, которые используются для широкого распространения, что влечет замедление внедрения ИКТ в массовую практику ДО и отставание от инноваций.
Балл: 1-2-3-4-5

Модель «Центр развития». Эта модель работает на региональном или районном уровне. Например, инновационная инициатива нескольких учреждений ДО в одном сообществе или в определенной области, управляемой соответствующей администрацией по образованию или учебным заведением. Преимущество заключается в том, что все задействованные учреждения тесно связаны (в географическом или партнерском смысле), обычно имеют схожие условия и взаимодействуют локальной группой ради совместного обучения и стимулирования друг друга.
Балл: 1-2-3-4-5

«Микроперспектива». В дошкольном образовании это самый важный уровень из всех, где происходит весь процесс интеграции. На этом уровне аккумулируется большая часть практического ноу-хау в использовании ИКТ, можно выделить пять ключевых аспектов развития.

  1. Участники. В то время как дети, учителя, руководители учреждений ДО и начальной школы, образовательные структуры являются активными участниками этого процесса, крайне необходимо организовать тесное сотрудничество с родителями, а также вовлечь их в процесс преобразования.
  2. Стимулы.Следует учитывать важность непрерывного встраивания новых ИКТ в дошкольное образование при достижении целей, соответствующих ожиданиям и требованиям 21 века.
  3. Разнообразие ИКТ. Было бы ошибкой интерпретировать концепцию ИКТ в образовании как компьютеризацию или обучение пользованию компьютером. Напротив, мы должны особо выделить тот факт, что ИКТ включают в себя широчайший набор цифровых инструментов, условий работы и процедур, которые могли бы использоваться для комплексной поддержки всех областей связанных с творческим развитием детей.
  4. ИКТ-пространство. Важной проблемой является организация пространства с ИКТ не только непосредственно в помещении, в специально отведенном месте, но использовать мобильные инструменты (камеры, планшетные ПК и т.д.) на свежем воздухе.
  5. Управление учебной ИКТ-средой. Необходимо разработать, внедрить и оценить продуктивное управление ИКТ- деятельностью в детской группе, встроить ИКТ в рабочие планы для отдельных малых групп детей, больших групп и целых классов. Управление классом также включает проблемы безопасности.

Балл: 1-2-3-4-5

Посетите сайт детского центра Homerton в Великобритании (www.homerton.cambs.sch.uk). Опыт, накопленный на этом веб-сайте, может быть полезен в дошкольном обучении и игровых видах деятельности (www.ictearlyyears.e2bn.org/gallery.html).

2. Используя предложенный индивидуальный план развития педагога ДО сформулируйте свои цели и задачи на учебный год.

Индивидуальный план развития педагога ДО:

  1. Ознакомьтесь с потенциалом ИКТ для поддержания и обогащения процессов обучения, игры, самовыражения и комплексного развития детей дошкольного возраста во всех областях.
  2. Сформируйте свою собственную комплексную цифровую грамотность, особенно знания и навыки относительно соответствующего, безопасного и продуктивного использования ИКТ для поддержания вашего собственного обучения и обучения детей. Ваша цифровая грамотность должна сосредоточиться на освоении педагогических аспектов использования ИКТ в ДО.
  3. Поставьте соответствующие цели, задачи и стратегии изучения и развития. Сделайте стратегию простой и гибкой так, чтобы ее было легко объяснить самым разным людям с различным уровнем ИКТ-грамотности. Когда в процессе перехода учреждения ДО будет накапливать знания, набирать опыт и углублять понимание процесса, цели и средства достижения этих целей смогут быть расширены и переформулированы.
  4. Тщательно выбирайте ИКТ-оборудование, не обязательно дорогое (простые цифровые фотоаппараты для детей, чтобы они сами смогли запечатлеть собственную работу, и цифровую рамку, чтобы представить эти фотографии родителям, или портативный компьютер с тщательно подобранным графическим программным обеспечением, или простой цифровой программируемый игрушечный робот может служить очень стимулирующим началом). Используйте критерии отбора ИКТ для ДО.
  5. Создайте ИКТ-пространство, соблюдая все правила безопасности. Пусть оно будет функциональным, практичным, доступным, управляемым и изменяемым. Постарайтесь подключить его к Интернету. Разработайте правила использования. Способствуйте непрерывному профессиональному развитию педагогического коллектива. Предоставьте учителям возможность совместно проектировать собственные учебные планы, разработанные с учетом использования ИКТ.
  6. Ищите примеры хорошей практики; ищите подобный опыт у себя в стране или за границей. Извлеките уроки из опыта других инновационных центров ДО во всем мире, некоторые из которых опубликовали свой накопленный опыт на чрезвычайно полезных веб-сайтах.
  7. Хотя многие хорошие методы используются в закрытом помещении, было бы нецелесообразно не использовать продуктивные возможности применения ИКТ на открытом воздухе. Улица – это то место, где у некоторых детей обучение проходит лучше всего, а технологии могут мотивировать, увлекать и предлагать новые пути погружения в обучение (Price, 2009 г.).
  8. Заручитесь поддержкой родителей. Они должны понять учебную ценность интеграции ИКТ. Кроме того, настоятельно рекомендуется узнать, как дети используют ИКТ дома и постараться использовать это в нашей работе.
  9. Сформулируйте и научитесь распознавать новые возможности, привнесенные новыми технологиями. Обменивайтесь опытом.
  10. Спланируйте дальнейшее развитие. Изучайте актуальные тренды в сфере ИКТ для дошкольного образования, внимательно наблюдайте, как интеграция ИКТ меняет климат вашего учреждения ДО, как развивается взаимодействие и сотрудничество учителей.

3. Заполните анкету анализа плана встраивания ИКТ в вашей организации ДО и по итогам ответов определите направления, которые требуют развития или усиления внимания.

Мотивация и инициализация ИКТ в ДО. Кто выступает инициатором процесса?
  1. Родители.
  2. Местные органы власти.
  3. Представители учреждений более высокого уровня образования.
  4. Руководитель учреждения ДО.
  5. Педагоги организации.

Цели, которые ставят люди, инициирующие процесс интеграции:

  1. Реализация нового содержания образования.
  2. Цели вашей организации сформулированы подробнее, чем в официальных документах, и определяют учебное планирование.
  3. В учебном планировании учтено то, что было бы невозможно без новых технологий и нового педагогического подхода.

Какие виды ИКТ вы используете?

  1. Используется одна-две технологии (например, используете компьютер и цифровую камеру, компьютер и обучающие программы, конструкторы-роботы)
  2. Используются разнообразные ИКТ — широкий спектр ресурсов, они дают множество разных возможностей получения нового опыта, необходимого для комплексного развития детей.

Как вы применяете средства ИКТ для поддержки процесса обучения и игр?

  1. Используются ИКТ как дополнительное и необязательное развлечение для детей?
  2. ИКТ интегрированы в спланированный вами процесс в качестве инструмента для достижения поставленных вами же целей.
Насколько хорошо вы владеете ИКТ?
  1. Вы готовы учиться и имеете мотивацию к ИКТ-обучению.
  2. Вы готовы обсуждать, открывать и осуществлять инновации с ИКТ.
  3. Вы способны создать в вашем учреждении ДО сообщество из коллектива педагогов.

Кто поддерживает вас в работе с ИКТ в организации ДО?

  1. Родители.
  2. Органы образования.
  3. Политика государства в области ИКТ.

В каких целях (помимо административных) ваше учреждение ДО использует ИКТ?

  1. В интересах дошкольников и вместе с дошкольниками.
  2. Для поддержки обучения подготовке к школе.
  3. Для программы развития.
  4. Для анализа деятельности.
  5. Для создания электронных портфолио.
  6. Для общения с родителями.

Как вы анализируете, оцениваете и планируете продолжение этого процесса?

  1. Много внимания уделяете анализу развития ваших учеников с применением ИКТ.
  2. Анализируете социальные, интеллектуальные, творческие и эмоциональные аспекты развития детей.

Используйте при выполнении задания ресурсы электронной библиотеки ИИТО ЮНЕСКО:

Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании. - М.: ЮНЕСКО, 2011.

Мне нравится1


 Тема 5.2. ИКТ в дошкольном образовании. 4 часа | Описание курса | Тема 5.3. ИКТ в начальном образовании. 4 часа