Практическая работа по теме 6.2. «Информационные и коммуникационные технологии для людей с нарушениями зрения»
92 / 123

Практическая работа по теме 6.2. «Информационные и коммуникационные технологии для людей с нарушениями зрения»

Познакомьтесь подробнее с курсом на основе публикации ИИТО ЮНЕСКО 2012 года на русском языке «Информационные и коммуникационные технологии для людей с нарушениями зрения», которая размещена в открытом доступе в электронной библиотеке Института.

По статистическим данным более 80 % информации человек получает с помощью зрения. Доступ к оперативной, визуальной информации, получаемой из окружающего мира, у людей с частичной или полной потерей зрения ограничен или отсутствует полностью. Именно этот обстоятельство является сдерживающим фактором их развития в сфере социализации, образования и профессионального роста. Для эффективной работы на компьютере пользователю с нарушениями зрения необходимо наличие установленного и настроенного на компьютере специального программного обеспечения и навыков работы с ним. При соблюдении этих условий работа на компьютере становится возможной даже для человека с полной потерей зрения.

Цель учебного курса – приобретение тьюторами профессиональных компетенций в области ИКТ с использованием тифлотехнических средств для обучения людей с нарушениями зрения.

Задачи учебного курса:

  • изучение основных аспектов организации обучения людей с нарушениями зрения;
  • изучение теоретических основ использования ИКТ с целью социальной и профессиональной реабилитации людей с нарушениями зрения;
  • ознакомление с основными технологиями получения, обработки и передачи информации для людей с нарушениями зрения с использование тифлотехнических средств;
  • овладение методиками обучения людей с нарушениями зрения навыкам работы с ПК (операционная система, текстовые документы, электронные таблицы, технология оптического распознавания текста, интернет-документы, электронная почта);
  • овладение методиками обучения людей с нарушениями зрения навыкам работы с мобильными устройствами и технологиями пространственного ориентирования.

Особое внимание при организации учебного процесса необходимо уделить подготовке компьютерного специального рабочего места для обучающегося с нарушением зрения в соответствии с разработанным Институтом «Реакомп» Государственным стандартом РФ Р 51645-2000 «Рабочее место для инвалида по зрению типовое специальное компьютерное».

Дополнительные программно-аппаратные средства для обучения людей с нарушениями зрения

Наименование

Принтер брайлевский Everest

Дисплей брайлевский Focus 40 Blue

Программа оптического распознавания ABBYY Finereader

Программа экранного доступа JAWS с русскоязычным синтезатором речи

Программа экранного доступа NVDA

Смартфон с картой памяти, программой экранного доступа MobileSpeak и программой навигации Loadstone

Учебный курс «Информационные и коммуникационные технологии для людей с нарушениями зрения» (объемом 72 академических часа) состоит из шести модулей.

Первый модуль включает основные аспекты организации обучения людей с нарушениями зрения. В ходе его освоения рассматриваются психологические особенности восприятия информации незрячими, основные принципы организации их обучения и создания для них компьютерных специальных рабочих мест (КСРМ).

Второй модуль включает методические рекомендации по освоению людьми с нарушениями зрения основных принципов работы с операционной системой Microsoft Windows 7 – использования компонентов интерфейса операционной системы, работы с файлами и папками, применения технологий файлового архивирования.

Третий модуль включает методические рекомендации по освоению людьми с нарушениями зрения основных принципов работы с наиболее популярными офисными приложениями операционной системы Windows – текстовым и табличным процессорами, технологиями сканирования и распознавания плоскопечатных текстов.

Четвертый модуль включает изучение технологии использования глобальной сети Интернет людьми с нарушениями зрения – обучение работе с интернет-ресурсами и программами их просмотра, применению электронной почты.

Пятый модуль включает ознакомление, использование, установку и настройку тифлотехнических средств для доступа к информации.

Шестой модуль предусматривает ознакомление с мобильными устройствами технологиями пространственного ориентирования для людей с нарушениями зрения.

Материалы данного учебно-методического пособия были успешно апробированы в рамках учебного семинара «ИКТ в инклюзивном образовании» и тренинга «ИКТ в образовании людей с нарушениями зрения», организованных ИИТО ЮНЕСКО совместно с ЮНИСЕФ – Армения в июне 2012, в г. Ереван, Армения. В мероприятиях, которые состоялись в ИТ-центре для лиц с нарушениями зрения, приняло участие около 40 представителей учреждений инклюзивного образования и центров переподготовки кадров Армении, специалисты в области медицины и педагогики, а также лица, ответственные за выработку политики в сфере образования.

Курс открыт всем структурам, работающим в области подготовки и повышения квалификации педагогов.

Рекомендуется ознакомиться с источниками:

  1. Аналитическая записка «ИКТ для инклюзивного образования». ИИТО ЮНЕСКО, 2010.
  2. ИКТ в образовании людей с особыми потребностями». / Специализированный учебный курс. - ИИТО ЮНЕСКО, 2008.
  3. Информационные и коммуникационные технологии для людей с нарушениями зрения. /Учебно-методическое пособие. - ИИТО ЮНЕСКО и Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС «Реакомп», 2012.
  4. Отчеты стран //Материалы 48-й сессии Международной конференции ЮНЕСКО по образованию. - ЮНЕСКО, 2008 г. http://www.ibe.unesco.org/en/ice/48th-ice-2008/national-reports.html
Мне нравится1


 Тема 6.2. Опыт стран в интеграции ИКТ в инклюзивное образование. 4 часа | Описание курса | Творческое задание к модулю 6