Практическая работа по теме 6.1. «Комплекс программ развития инклюзивной информационной образовательной среды»
95 / 123

Практическая работа по теме 6.1. «Комплекс программ развития инклюзивной информационной образовательной среды»

Познакомьтесь подробнее с курсом на основе публикации ИИТО ЮНЕСКО в электронной библиотеке Института (на англ. языке) по ссылке http://iite.unesco.org/pics/publications/en/files/3214644.pdf

  • Проведите анализ представленного комплекса программ развития доступной образовательной среды и оцените уровень их реализации в вашей образовательной организации

Баллы для оценивания ресурсов и методик подпрограмм:

  1. Отсутствуют
  2. Запланированы для внедрения
  3. Имеются частично
  4. Присутствуют в образовательной организации

Подпрограмма

Ресурсы

Оценка
1-2-3-4-5

(1) Создание и развитие ИКТ-инфраструктуры инклюзивной образовательной среды, отвечающей потребностям пользователей

1. Стандартные технологии:

– компьютеры, имеющие встроенные функции настройки для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

– доступные форматы данных, известные также как альтернативные форматы (доступный HTML, говорящие книги системы DAISY (Digital Accessibility Information System – электронная доступная информационная система); «низкотехнологичные» форматы, такие как система Брайля.

2. Вспомогательные технологии.

Технические средства:слуховые аппараты, устройства для чтения с экрана, клавиатуры со специальными возможностями и т.д.

Индивидуальные средства: устройства для облегчения передвижения (инвалидные кресла), системы поддерживающей альтернативной коммуникации.
3. Программно-аппаратные средства: оборудование и программное обеспечение (ПО), облегчающее доступ к компьютеру (например, специальная клавиатура, устройство для чтения с экрана).

 


(2) Организация обучения педагогов по программам развития инклюзивного образования на основе ИКТ

Программа формирования новых компетенций педагогов для работы в инклюзивной образовательной среде на основе ИКТ должна включать:

  • Цели, задачи и методы инклюзивного образования;
  • Формы использования различных ресурсов и средств ИКТ в инклюзивном образовании;
  • Индивидуальная адаптация ИКТ-инфраструктуры образовательной среды для учащихся с ограниченными возможностями.

 


(3) Разработка эффективных учебных программ и учебно-методических материалов в школе

К четырем ключевым разделам учебных программы для повышения навыков работы с ИКТ учащихся с ОВЗ относятся:

  • ИКТ-грамотность: ИКТ-навыки формируются в рамках отдельного курса;
  • Применение ИКТ в предметных областях – ИКТ-навыки развиваются в рамках программы по тому или иному предмету;
  • Внедрение разнообразных ИКТ в инклюзивную образовательную среду – ИКТ используются в обучении по всем предметам;
  • Специализация по ИКТ – «Информатика и ИКТ» предлагается как профильный предмет или набор профильных курсов по выбору в целях предпрофессиональной подготовки учащихся с ОВЗ.

 


(4) Управление и мониторинг результатов в сфере инклюзивного образования

1. Качество инклюзивного образования на основе ИКТ для людей с ОВЗ является межотраслевым показателем в Информационном обществе в целом. Инклюзивная образовательная среда связана в том числе с доступной средой жизни, здоровьесбережением, социальной адаптацией, профессиональным определением. Также оно зависит от уровня интеграции инклюзивного образования с глобальными образовательными коммуникациям и сетям знаний.

  • Важно, чтобы у всех заинтересованных лиц была согласованная терминология инклюзивного образования, общее понимание ключевых понятий и проблем. Важно, чтобы этот общепринятый язык был понятен самим пользователям, которыми являются учащиеся с ограниченными возможностями здоровья.
  • Необходим систематический сбор и анализ качественной и количественной информации (индикаторов), которая отвечает на ключевые вопросы в данной области и может иллюстрировать темпы развития инклюзивного образования.

 


  • Используя рекомендации для планирования комплекса подпрограмм развития инклюзивной образовательной среды, подготовьте перспективный план для вашей образовательной организации по описанным ниже направлениям и индикаторам.

Индикаторы

Показатели
План/Факт

– Количество людей с ОВЗ и число учащихся, которые могут воспользоваться доступными ИКТ;


– Состояние существующей в школе информационно-технологической инфраструктуры, включая количество компьютеров и наличие доступа к сети Интернет;

 


– Виды и количество необходимых доступных средств ИКТ;

 


– Ценовая доступность этих средств и их наличие;

 


– Действенность и стабильность существующих источников финансирования для приобретения и поддержки ИКТ;

 


– Отношение и опыт у учащихся, учителей и родителей по работе с доступными ИКТ;

 


– Подготовленность учителей для включения доступных ИКТ в свою педагогическую практику;

 


– Наличие сетей поддержки для учителей и учащихся;

 


– Доступность таких услуг как, например, общественные реабилитационные службы, которые потенциально могли бы оказывать поддержку учащимся и учителям при использовании низко- и высокотехнологичных ВТ в образовательной среде.

 


Комплекс мероприятий по развитию инклюзивной образовательной среды

(1) Технологическая инфраструктура

  1. Учителя должны овладеть ИКТ-ресурсами инклюзивной образовательной среды и иметь к ним открытый доступ для формирования у них положительного отношения относительно эффективного использования ИКТ в образовании инвалидов.
  2. При выборе средств ИКТ инклюзивного образования необходимо учитывать потенциальное влияние сразу нескольких факторов. Большое количество учащихся с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности участия в образовательной среде, вызванные неадекватными целями/программами обучения, социальной или географической изоляции и/или бедности.
  3. Доступ к соответствующим средствам ИКТ инклюзивной образовательной среды на протяжении всей жизни, включая домашнее обучение, требует привлечения профессионалов ИТ-отрасли в подборе и использовании ИКТ для поддержки обучения людей с ОВЗ (Интернет-провайдеров, компаний по разработке компьютерного оборудования и программно-аппаратных средств, медиакомпаний др.). Для обеспечения такого сотрудничества необходимо содействовать созданию региональных профессиональных сообществ в системе развития инклюзивного образования, а также обеспечить гибкие подходы к финансированию на ИКТ-ресурсы для людей с ОВЗ на местном уровне в зависимости от их потребностей.
  4. Все учащиеся с ограниченными возможностями здоровья должны принимать участие влиять на решения, принятые относительно доступа к ИКТ. Это означает, что лица, принимающие решения, должны принять во внимание, что каждый инвалид имеет право выбора и последующего использовании ИКТ, предложенных средой инклюзивного образования для персонального использования в процессе обучения.Необходимо обеспечить набор нормативных актов и учебных инструментов для реализации этой цели.

(2) Компетенции педагогов в инклюзивной образовательной среде

  1. Все учителя должны быть подготовлены к использованию ИКТ для оказания помощи ученикам с особыми потребностями. Программа подготовки учителей должна включать в себя учебные материалы, ясно излагающие теорию и задачи инклюзивного образования на основе ИКТ для людей с ограниченными возможностями здоровья, а также практический опыт применения ИКТ, основные подходы и инструменты ИКТ. Также необходимо предусмотреть систему постоянного повышения квалификации.
  2. Компетенции учителя должны системно охватывать пользовательские ИКТ (цифровая грамотность), ИКТ в педагогике (медийная и информационная грамотность), а также ИКТ в инклюзивном образовании с учетом персонализированного обучения учеников с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Компетентностный подход. Существует потребность в более тщательном изучении успешных практик учителей. Необходимо провести исследования и оценку с точки зрения педагогов-методистов, а также практикующих учителей в большом количестве образовательных практик для включения их в дальнейшие программы подготовки учителей в данной области. Значительная роль в этих программах отводится педагогам-пионерам в использовании ИКТ в образовании людей с ОВЗ. Они должны сформировать открытое сообщество тьюторов инклюзивного образования для распространения опыта всем учителям.

(3) Разработка эффективных учебных программ и учебно-методических материалов

  1. При формировании и развитии образовательных коллекций электронных ресурсов для школ необходимо учитывать возможность их представление в доступном формате, а также локализация на уровне страны/региона свободно распространяемого специального программного обеспечения, предназначенного для людей с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Подбор коллекции ссылок на общедоступные и специализированные для людей с ОВЗ веб-сайты культурно-познавательного, социально-коммуникативного, профориентационного характера для единой информационной образовательной среды инклюзивного образования с обеспечением программно-аппаратных средств доступа к ним для учащихся с ОВЗ.
  3. Ключевым моментом в разработке материалов для учебных программ является универсальный дизайн для обучения. Это принципиальный подход к созданию учебных материалов нового поколения на основе ИКТ, согласно которому они должна отвечать потребностям максимального числа пользователей, уменьшая таким образом время и затраты на их доработку под конкретного пользователя. В ряде стран этот подход готов стать законодательной нормой, и, вероятно, станет приоритетом при разработке политики инклюзивного образования в перспективе.

(4) Управление и мониторинг результатов в сфере инклюзивного образования

  1. Разработчикам комплексной программы развития инклюзивной образовательной среды на основе ИКТ необходимо оценивать опыт не только в рамках своих определенных задач, но также иметь общепризнанные индикаторы для оценивания и сопоставления результатов разных образовательных организаций и партнеров.
  2. Необходимо сформировать среду мониторинга результатов, выявления и распространения ключевых межотраслевых стратегий, поддерживающих людей с ограниченными возможностями здоровья.
ИКТ для развития инклюзивного образования

Социальные стереотипы, физические ограничения и неразвитая инфраструктура в рамках образовательных систем и в масштабах социума всегда являлись барьерами для доступа к образованию людей с ограниченными возможностями. Информационные и коммуникационные технологии предоставляют таким людям возможность получить достойное образование и реализовать свой потенциал в качестве полноценных членов общества. Данная аналитическая записка содержит рекомендации по разработке эффективной комплексной политики, направленной на интеграцию лиц с ограниченными возможностями в систему национального образования на основе использования ИКТ.

Адрес:
http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214675.pdf
Мне нравится1


 Тема 6.1. Международная политика в области интеграции ИКТ в инклюзивное образование. 4 часа | Описание курса | Тема 6.2. Опыт стран в интеграции ИКТ в инклюзивное образование. 4 часа