Практическая работа по теме 1.2. «Примеры национальной политики в области информатизации образования»
5 / 123

Практическая работа по теме 1.2. «Примеры национальной политики в области информатизации образования»

Проведите мониторинг уровня развития условий формирования и функционирования Информационной образовательной среды вашего образовательного учреждения. Вам предложено провести анализ готовности ИОС ОУ по четырем сегментам: технологическому, кадровому, ресурсному и нормативному.

ИКТ в образовательных учреждениях (ОУ) – технологическая составляющая информационной образовательной среды
Решаются технологические вопросы оборудования большинства школ компьютерами и доступом к Интернету.

Основными задачами являются:

Проведите анализ: решены ли указанные задачи в вашей образовательной организации и оцените уровень готовности ее технологической ИКТ- инфраструктуры к системной работе с ИКТ всех учащихся.
При оценке суммируйте баллы по позициям в каждом вопросе.

1. Оснащение кабинетов и общественных мест в ОУ ИКТ-оборудованием в школах (компьютеры, проекторы, принтеры и т.д.): все кабинеты (10 баллов)/ предметные лаборатории (3 балла)/ залы для массовых мероприятий (3 балла)/ кабинет ИКТ (3 балла)/ учительская (2 балла)/ библиотека (3 балла).

 


2. Развитие системы ИКТ-сотрудничества между ОУ: сайт ОУ (5 баллов), среда дистанционных курсов для группы ОУ (5 баллов), сетевой форум педагогов и учащихся из разных ОУ (3 балла), видеосеть уроков ОУ в открытом доступе для учащихся территории (8 баллов);

 


3. Развитие инфраструктуры Интранета и системы управления в образовательных учреждениях: наличие единой сети документооборота ОУ в территории (8 баллов), работа ОУ в общей системе «Электронный журнал/дневник» (5 баллов), работа ОУ в системе образовательной статистики (5 баллов);

 


4. Разработка сервисов Интранета и предоставление доступа к Интернету в ОУ: наличие скоростного Интернета в кабинетах ОУ (8 баллов); наличие WiFi зоны в ОУ (10 баллов), наличие Интернета в библиотеке ОУ (5 баллов), наличие Интернета только в отдельном кабинете ОУ (1 балл);

 


5. Создание локальных сетей в ОУ: наличие выделенного сервера управления локальной сетью ОУ (10 баллов), наличие общего сервера с электронными учебными материалами в ОУ школы (8 баллов);

 


6. Техническая поддержка и техуслуги ОУ: наличие единого территориального центра обслуживания ИТ-парка в ОУ (8 баллов); наличие технического ИТ-сотрудника в ОУ (3 балла), наличие консультационного кол-центра техобслуживания для ОУ (3 балла).

 


По итогам формирования оценки определите степень готовности Вашего ОУ:
119 – 80 баллов – высокая технологическая готовность ОУ к работе в новой информационной среде;
7950 баллов – средняя готовность к организации работы ОУ в информационной образовательной среде;
ниже – нет технологической базы для работы педагогов и учащихся в информационной среде.

 


...

Кадровая составляющая информационной образовательной среды.

В области подготовки педагогов основными задачами являются:

Проведите анализ: решены ли указанные задачи в вашей образовательной организации и оцените уровень готовности ее кадров к системной работе с ИКТ всех учащихся.
При оценке суммируйте баллы по позициям в каждом вопросе.

разработка требований по ИКТ-компетентности педагогического и административно-управленческого персонала: требования включены в функциональные обязанности педагогов ОУ (5 баллов)/ требования включены в функциональные обязанности административного персонала ОУ (5 баллов), требования включены в аттестационную процедуру в ОУ (5 баллов);

 


обеспечение непрерывного педагогического профессионального развития, ориентированного на новые методы и технологии обучения: курсы по развитию ИКТ-компетентности педагогических работников ОУ обеспечиваются каждые 3 года (5 баллов), существует консультационная сетевая методическая линия по ИКТ в образовании для ОУ (5 баллов), ведется страничка «Новые ИКТ в образовании» на сайте ОУ (5 баллов);

 


проведение мероприятий по улучшению кадрового обеспечения в области ИКТ в сельской местности и в отдаленных районах: наличие дистанционных курсов по ИКТ-компетентности в открытом доступе для удаленных педагогов (8 баллов), наличие сетевой консультационной линии (видеосвязи) опытных ОУ для сельских и удаленных ОУ (5 баллов), наличие педагогического сетевого сообщества по ИКТ- вопросам в территории для ОУ (3 балла) ;

 


поддержка и стимулирование творческих учителей и педагогов-новаторов: участие педагогов ОУ в регулярных ежегодных творческих конкурсах для инновационных педагогов, работающих с информационной образовательной средой ОУ (8 баллов), участие педагогов в публикациях новых методик на основе ИКТ в периодических изданиях и электронных журналах (5 баллов), наличие на сайте ОУ страницы «Обмен опытом» или учительской коллекция материалов к уроку (5 баллов).

 


По итогам формирования оценки определите степень готовности педагогов Вашего ОУ:
64 – 40 баллов – высокая кадровая готовность ОУ к работе в новой информационной среде (ИОС), наличие потенциала для развития ИОС ОУ ;
39- 20 баллов – средняя готовность к организации работы ОУ в информационной образовательной среде, есть риски потери темпов развития ИОС ОУ ;
Ниже 20 – нет достаточной кадровой базы для системной работы педагогов в информационной среде ОУ.

 


...

Ресурсная составляющая информационной образовательной среды (электронные образовательные ресурсы - ЭОР) .

Основными ближайшими задачами являются:

Проведите анализ: решены ли указанные задачи в вашей образовательной организации и оцените уровень готовности ЭОР к системному использованию в работе всех педагогов и учащихся.
При оценке суммируйте баллы по позициям в каждом вопросе.

• развитие и распространение цифровых образовательных ресурсов: обеспечение уроков ЭОР из государственных открытых коллекций (7 баллов), обеспечение уроков ЭОР регионального компонента (5 баллов), обеспечение уроков ЭОР школьного компонента для курсов по выбору учащихся (5 баллов);

 


• разработка общего хранилища для электронных учебных ресурсов и их интеграция в учебный процесс: предоставление учащимся доступа к ЭОР из единого хранилища вне школы (10 баллов), предоставление учителям возможности работать с ЭОР вне школы (8 баллов), предоставление учащимся и учителям инструментов для творческой работы с ЭОР (5 баллов), предоставление ОУ в открытом доступе инструментов конструирования своих ЭОР для уроков (10 баллов);

 


• развитие дистанционного образования в стране: наличие в открытом доступе дистанционных курсов по всем предметам (10 баллов), наличие в открытом доступе отдельных курсов по выбору (5 баллов), наличие доступных дистанционных олимпиад и конкурсов (5 баллов), наличие открытого конструктора дистанционных курсов для разработки электронных курсов учителями (7 баллов);

 


• создание информационно-ресурсного центра по внедрению ИКТ в сферу образования: разработка образовательного портала и справочной системы: наличие образовательного портала на территории (5 баллов), наличие центра дистанционного обучения для людей с особыми потребностями (7 баллов), наличие единого портала-справочника сайтов всех ОУ территории (5 баллов);

 


• облегчение доступа к ООР (открытым образовательным ресурсам) и поддержка интерактивных образовательных возможностей: наличие портала электронных образовательных ресурсов и открытых коллекций музеев, и библиотек (8 баллов), наличие в ОУ места для организации работы учащихся с ООР в интернете (5 баллов), наличие коллекции ООР учителей и учащихся на сайте ОУ (6 баллов), наличие коллекции ООР ОУ на портале в регионе (8 баллов)

 


По итогам формирования оценки определите степень системного встраивания ЭОР в ИОС ОУ:
121 – 90 баллов – высокая готовность ЭОР к работе в новой информационной среде (ИОС), наличие потенциала для развития ИОС ОУ
89 40 баллов – средняя готовность ЭОР к организации работы ОУ в информационной образовательной среде, есть риски потери темпов развития ИОС ОУ
Ниже 40 – нет достаточной базы ЭОР для системной работы педагогов в информационной среде ОУ

 


...

Нормативно-управленческая составляющая информационной образовательной среды

Задачи:

Проведите анализ: решены ли указанные задачи в вашей образовательной организации и оцените уровень готовности программных и нормативных материалов к системному использованию ИОС ОУ в работе всех педагогов и учащихся.
При оценке суммируйте баллы по позициям в каждом вопросе.

разработка системы управления для поддержки образовательной и административной деятельности: нормы функционирования ИОС ОУ включены в уставные документы ОУ (7 баллов), требования по функционированию ИОС ОУ встроены в Программу развития ОУ (5 баллов), нормы и правила предоставления ресурсов ИОС ОУ для учащихся в урочное и внеурочное время включены в Устав школы (10 баллов);

 


разработка системы управления образованием в рамках программы ≪электронное правительство≫ в сфере образования: действует электронная приемная руководителей ОУ (7 баллов), действует электронная приемная попечительского совета/ родительского комитета (8 баллов), действует система электронной записи в ОУ (5 баллов), действует электронная учительская (7 баллов), действует электронное представительство ученического совета ОУ (5 баллов), действует онлайн линия психологической поддержки детей/ семьи (8 баллов)

 


разработка государственных органов управления образованием на основе ИКТ: наличие сайта электронной приемной руководителя и заместителей руководителя органа управления образованием в регионе/ муниципалитете (10 баллов), наличие единого регионального сайта электронной записи / регистрации в электронных образовательных услугах (дистанционных школах, онлайн-регистрация в конкурсах и олимпиадах, запись в лагеря отдыха, в смены школ здоровья, школ для одаренных учащихся) (10 баллов);

 


контроль за существующими нормативами по внедрению ИКТ в систему образования: включение в аттестацию ОУ показателей использования ИКТ в ОУ (5 баллов), включение в образовательные программы ОУ обязательных требований по использованию ресурсов ИОС ОУ педагогами (7 баллов), предоставление учащимся возможности использования дистаницонных курсов и других сетевых форм электронного обучения (7 баллов), мониторинг ИКТ- компетентности педагогов ОУ (8 баллов);

 


разработка норм и стандартов информатизации образования и управления: наличие положений о сайте ОУ (5 баллов), о сетевом классе (5 баллов), о дистанционном обучении в ОУ (7 баллов), о сетевом педагоге-тьюторе (7 баллов), о компьютерном тестировании в ОУ (3 балла); об электронном портфолио ученика (8 баллов), учителя (6 баллов), наличие в ОУ лицензий на использование электронных учебных материалов (5 баллов).

 


По итогам формирования оценки определите степень нормативного обеспечения ИОС ОУ:
140 – 100 баллов – высокая нормативная обеспеченность функционирования ИОС, наличие гарантий для развития ИОС ОУ ;
9950 баллов – средняя нормативная обеспеченность организации работы ОУ в информационной образовательной среде, есть риски потери темпов развития ИОС ОУ;
Ниже 50 – нет достаточной нормативной базы для управления и системной работы педагогов в информационной среде ОУ.

 


Важно иметь в виду, что недостаточная готовность ОУ к организации функционирования ИОС ОУ хотя бы по одному сегменту является риском для системного развития ОУ в условиях формирования новой школы информационного общества и предоставления учащимся образовательной среды нового поколения.

Благодаря анализу ИОС ОУ, педагогический коллектив может сформировать для себя план устранения дефицитов в развитии ИОС и провести конструктивный диалог со структурами, ответственными за развитие информационной среды системы образования в территории.

Материалы для мониторинга подготовлены на основе опыта Республики Азербайджан.

Мне нравится1


 Тема 1.2. Примеры национальной политики в области информатизации образования. 4 часа | Описание курса | Тема 1.3. Политика разворачивания ИКТ в профессионально-техническом образовании. 4 часа