Практическая работа по теме 2.3 «Программа развития ИКТ- компетентности педагогов в школе»
33 / 123

Практическая работа по теме 2.3 «Программа развития ИКТ- компетентности педагогов в школе»

Часть 1.

Разработайте примерную Дорожную карту адаптации Рамочных рекомендаций для своей образовательной организации. Рамочные рекомендации позволят сформировать для всех педагогов образовательной организации индивидуальную рабочую программу развития ИКТ-компетентности в рамках реализации региональной сетевой программы развития ИКТ-компетентности педагогов в условиях внедрения форм электронного образования.

Для конструирования дорожной карты используйте следующие факторы, характеризующие стратегию развития информационной образовательной среды вашей образовательной организации:

  • Рамочные рекомендации ЮНЕСКО.
  • Требования к квалификации педагога и учебным достижениям учащихся, предъявляемые Федеральным государственным стандартом (ФГОС) по ступеням общего образования.
  • Требования ФГОС к информационной образовательной среде школы.
  • Основные индикаторы государственной программы развития электронного образования в России до 2020 года и стратегию развития электронного государства. Анализ структуры и содержания курса «ИКТ в образовании» (см. Часть 2 задания).
  • Основные индикаторы Федеральной целевой программы развития образования в России до 2015 года.
  • Требования федеральной экспертизы к учебным материалам нового поколения.

Этап

Содержание работ по этапу

Ожидаемый результат/сроки

«Создание»

Создание ЭРГ в образовательной организации. Выявление в школе педагогов-инноваторов, имеющих опыт повышения квалификации по новым направлениям встраивания ИКТ в учебный процесс или отмеченный опыт предъявления ИКТ- инноваций в учебном процессе в рамках педагогических конкурсов: ИКТ-пионеров в области педагогики и дидактики, разработки учебных планов и образовательных программ, комплексному использованию новых образовательных технологий на основе ИКТ, организации и администрирования образовательного процесса средствами ИКТ.

Сформирована группа ИКТ-пионеров в школе как модераторов региональной сетевой программы развития ИКТ-компетентности педагогов в образовательной организации и в районе в рамках реализации государственной программы развития электронного обучения в регионе.
Группа ИКТ-пионеров вошла в состав сетевого форума ЭРГ в регионе.

«Анализ»

Изучение Рамочных рекомендаций ЮНЕСКО.
Проведение входного опроса для всех педагогов образовательной организации по ИКТ-компетентности. Выявление дефицитов в первичной компьютерной грамотности педагогов.
Формирование учебной группы для устранения выявленных дефицитов у педагогов и проведение тренингов по компьютерной грамотности для этих педагогов силами ИКТ-активных учителей- пионеров.
Формирование Плана развития ИКТ- компетентностей педагогов в образовательной организации на основе анализа документов: Рамочные рекомендации ЮНЕСКО; входной опрос по ИКТ-компетентности педагогов; выходной опрос по ИКТ-компетентности педагогов (три раздела выходного опроса):

  • Требования к квалификации педагога и учебным достижениям учащихся, предъявляемые Федеральным государственным стандартом (ФГОС) по ступеням общего образования.
  • Требования ФГОС к информационной образовательной среде школы.
  • Основные индикаторы государственной программы развития электронного образования в России до 2020 года и стратегии развития электронного государства.
  • Основные индикаторы Федеральной целевой программы развития образования в России до 2015 года.
  • Требования федеральной экспертизы к учебным материалам нового поколения.
  • Программа развития вашей образовательной организации.
  • Структура и содержание курса «ИКТ в образовании» (см. Часть 2 задания)

Проведен анализ состояния и потребностей в развитии перспективной ИКТ-компетентности учителей образовательной организации.
В ЭРГ переданы предложения по структуре и содержанию повышения ИКТ-квалификации к программе по реализации Рамочных рекомендаций для педагогов территории.
Проведены тренинги по компенсации недостаточной компьютерной грамотности у педагогов образовательной организации.

 

«Разработка»

План развития ИКТ-компетентности педагогов является неотъемлемой частью Программы развития образовательной организации и должен включать пункты:

  • Типология педагогических работников.
  • Информационная образовательная среда школы и базовая ИКТ- подготовка учителей по типам работников.
  • Направления непрерывного профессионального ИКТ-развития педагогов по типам работников.
  • Материально-техническое и информационно-технологическое ИКТ-обеспечение образовательной организации.
  • Программно-технологические, учебно-методические и аппаратные ИКТ-средства, фактически используемые учителями: оснащенность рабочих мест педагогов и цифровых зон школы общего доступа.
  • Индивидуальный ИКТ-лист педагога: проблемы в ИКТ-компетентности и потребности, определенные самими учителями на основе выходного опроса по ИКТ-компетентности педагогов ЮНЕСКО.
  • Примерный индивидуальный план развития ИКТ-компетентности педагога на 5-летний период.

Разработан План развития ИКТ- компетентности педагогов в образовательной организации на 5-летний период как неотъемлемая часть Программы развития школы.
Проведено обсуждение Плана развития ИКТ- компетентности педагогов в школе, план скорректирован по замечаниям педагогов.
Педагогам школы предложен Примерный индивидуальный план развития ИКТ- компетентности для формирования личных планов развития ИКТ- компетентности.
Проведен школьный семинар для педагогов по работе с Примерным индивидуальным планом развития ИКТ- компетентности с целью дальнейшего формирования на его основе личных планов развития ИКТ- компетентности.
В рамках семинара проведен первичный выходной опрос педагогов по ИКТ- компетентности ЮНЕСКО, на основании которого учителями заполнен личный ИКТ лист.

«Локализация»

На основе проведенной работы в образовательной организации формируется «Паспорт ИКТ-активности педагогов в цифровых зонах школы» (ИКТ-паспорт школы).
ИКТ-паспорт школы заполняется баллами по уровню активности педагогов (шкала 1-5 в соответствии с Рамочными рекомендациями) для каждого типа работников (учитель начального обучения, педагог-предметник по каждому предмету, педагог-психолог, методист, библиотекарь, педагог-организатор внеурочной деятельности, администратор, тьютор электронного обучения, педагог-воспитатель и др.) для пунктов по всем видам инфраструктура информационной среды школы (цифровые зоны школы, специализированные по кабинетам, лабораториям школы, зоны общего доступа к ИКТ-ресурсам в библиотеке и медиатеке, компьютерном клубе, WiFi или Интернет-кафе школы, цифровом музее, творческих лабораториях, радио- и теле- центре школы, ИКТ-центре здоровья и психологической поддержки учащихся, цифровая зона рабочего места в учительской для педагога, методиста, администратора, информационная цифровая зона школы для родителей, интернет-сайт школы, доступ к коллекциям электронных курсов и электронных образовательных ресурсов, электронных книг и библиотек и музеев, электронных учебников, коллекция творческих портфолио педагогов, открытых на сайте школы).
Для каждого пункта Паспорта устанавливается примерное планирование нагрузки на цифровые зоны школы и отражение использования ИКТ-средств обучения в урочной и внеурочной нагрузки педагогов по типам работников на год и на 5-летнюю перспективу.

Сформирован ИКТ-паспорт школы перспективной активности педагогов в цифровых зонах школы.
Выявлено и отражено в Рабочей основной образовательной программе школы Примерное поурочное годовое планирование нагрузки на цифровые зоны школы и степень использования ИКТ- средств обучения в урочной и внеурочной нагрузке педагогами по типам работников.

«Исследование»

Проведение первичного опроса по ИКТ- компетентности педагогов по Рамочным рекомендациям ЮНЕСКО для выявления общих и индивидуальных потребностей педагогов образовательной организации в развитии ИКТ-квалификации педагогов.
Выявление актуальных модулей повышения ИКТ-квалификации педагогов школы.
Формирование заявок на дистанционные курсы повышения квалификации учителей на текущий учебный год.
Проведение вторичного опроса по ИКТ- компетентности педагогов по Рамочным рекомендациям ЮНЕСКО.
Сопоставление результатов вторичного опроса с текущими планами по развитию ИКТ-инфраструктуры школы на ближайшие годы.

Педагогами переданы в группу педагогов ИКТ- пионеров школы Личные планы развития ИКТ- компетентности. На основе Личных планов развития ИКТ- компетентности сформированы заявки в ЭРГ для участия педагогов школы в повышении квалификации по сетевой региональной программе развития ИКТ-компетентности на ближайший учебный год
Обновление ИКТ-паспорта школы по итогам учебного года.

«Определение»

По итогам проведенной работы за прошедший учебный год по первичному развитию ИКТ-компетентности педагогов в рамках Рамочных рекомендаций ЮНЕСКО проведите коррекцию Плана развития ИКТ-компетентности педагогов в образовательной организации на 5-летний период как неотъемлемой части Программы развития школы и ИКТ-паспорта школы с учетом планов обновления и внедрения нового ИКТ-оборудования и ИКТ-ресурсов в школе по программе информатизации образования в регионе.
Дальнейшее использование механизмов обновления ИКТ-паспорта школы на основе изменений ежегодного анализа результатов реализации Плана развития ИКТ- компетентности педагогов в образовательной организации.

Формирование ежегодных заявок на продолжение непрерывного ИКТ-обучения без отрыва от работы по различным модулям сетевой региональной программы повышения ИКТ- квалификации (см. Часть 2 задания) на 5-летний период в соответствии с потребностями по ИКТ- активности педагогов, определенной в ИКТ- паспорте школы.

Часть 2.Структура курса «ИКТ в образовании» в матрице ИКТ-компетентностей педагога

На основе Рамочных рекомендаций ЮНЕСКО (матрицы ИКТ-компетентности педагога) рассмотрите структуру курса «ИКТ в образовании» с позиций развития новых ИКТ- компетентностей педагога в условиях развития электронного образования.

Укажите в ячейках таблицы целей изучения курса «ИКТ в образовании» по модулям курса и уровням подготовки в них, какие из требований в соответствии с кодификацией Рамочных рекомендаций (TL.1 -TL.6, КС.1 -КС.6, KD.1 - KD.6), описанных в теме 2.3, достигаются в каждом модуле курса по уровням подготовки.

Цели изучения модулей курса «ИКТ в образовании»

Уровень подготовки: освоение знаний

Уровень подготовки: применение ИКТ

Уровень подготовки:
проектирование ,
методические разработки педагога

Модуль 1
Знакомство с образовательной политикой в области использования ИКТ

Понимание роли ИКТ в образовании

Анализ реализации образовательной политики в практике работы

 

Инициация инноваций в ИКТ в педагогической деятельности

Код:

 


 


 


Модуль 2
Профессиональное ИКТ-развитие педагога: как цифровой мост с учащимися

Общая пользовательская ИКТ- компетентность педагога в школе

Профильная ИКТ- компетентность педагога в единой информационной образовательной среде школ региона

Информационная культура современного педагога в информационной среде образования государства

Код:

 


 


 


Модуль 3
ИКТ в профессиональной практике педагога: организация учебного процесса в насыщенной среде ИКТ

Компьютерная грамотность педагога в диалоге с учащимися на уроке

 

Информационная грамотность
Помощь и наставничество учащимся в информационной среде школы

Медиа-информационная грамотность педагога
Учитель как мастер организации учения и развития творчества учащихся в глобальной информационной среде

Код:

 


 


 


Модуль 4
Педагогические практики с использованием образовательных ресурсов информационной среды

Готовность педагога к использованию ООР на уроках для решения локальных образовательных задач

Готовность педагога к коллективной работе в учебной платформе по предмету для решение комплексных образовательных задач

Готовность к электронному обучению, способность к самообразованию средствами электронного обучения в глобальной сети знаний

Код:

 


 


 


Модули 5 и 6
Новые технические и программные средства ИКТ в учебном процессе для разных категорий учащихся
(Начальное и дошкольное образование, основная и старшая школа, обучение людей с ОВЗ)

Базовые инструменты (массовые методики с ИКТ)


Сложные инструменты ИКТ в работе педагога в образовательном сообществе (творческие методики со специализированными средствами ИКТ и электронными учебниками)

Работа с новыми распространяющимися ИКТ, их системное встраивание в образовательный процесс (инновационные методики обучения в сети знаний)

Код:

 


 


 


Модуль 7
Организация и управление образовательным процессом инновационными глобальными ИКТ средствами

Обогащение традиционных методик учебной работы средствами ИКТ на основе разных видов ресурсов учебных платформ

Новые методики организации обучения в современных учебных платформах в сетевых группах сотрудничества - (облачные школы, сетевые классы)

Инновационные методы использование единых глобальных систем обучения в межшкольной образовательной сети (смарт-образование)

Код:

 


 


 


Мне нравится2


 Тема 2.3. Рамочные рекомендации ЮНЕСКО по структуре ИКТ-компетентности учителей (ICT-CFT). 4 часа | Описание курса | Тема 2.4. ИКТ-компетентность и профессиональное развитие учителей с учетом потребностей коренных народов и особенностей региональных систем образования. 2 часа